Статья на тему " Работа с одаренными детьми на уроках информатики"
Дарская М.А.
МБОУ СОШ №1 город Пушкино Московской области
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.
(С.И. Ожегов)
С начала 2014 года наша школа участвует в инновационном образовательном проекте «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы». Сроки реализации проекта 2014-2016 гг. Целью данного проекта является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Перед школой были поставлены следующие задачи:
- Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
- Совершенствование системы выявления, обучения и поддержки
сопровождения одаренных детей.
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей.
- Расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
- Совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения
профессионализма педагогов.
- Организация процесса взаимодействия с родителями для поддержки
одаренных детей в реализации его интересов в школе и семье.
- Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей через «Портфолио».
Передо мной стояли задачи выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика и ИКТ; создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации; использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Но что же понимается под термином «одаренность»?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
А кто же они такие – одарённые дети?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность—это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних;
- креативность;
- включенность в задачу.
Как и большинство учителей, я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках. На уроках я придерживаюсь основных принципов работы с одаренными детьми.
1. Не навреди!
Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.
2. Принцип научности.
Этот принцип реализуется через диагностико - статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого -педагогический инструментарий.
3. Принцип взаимодействия с семьей
Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей.
4. Принцип гуманности и открытости.
Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы.
5. Принцип доступности.
Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.
6.Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.
Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.
7. Принцип коммуникативности.
Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад.
8. Принцип сотрудничества.
Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации, самообразование, методическую работу.
9. Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:
- выявление одаренных детей;
- построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
На основе этого мной был составлен план работы на 2014-2015 гг. по работе с одаренными детьми.
План работы с одаренными детьми на уроках информатики 2014-2015гг.
№
|
Мероприятия
|
Класс
|
Дата проведения
|
1
|
Выявление одаренных детей.
|
5-11
|
сентябрь
|
2
|
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики:
- Решение задач, направленных на формирование логического мышления.
- Решение задач, направленных на формирование творческого мышления.
- Проектная деятельность учащихся.
|
5-11
|
2014/2015 год
|
3
|
Самообразование учащихся (использование дополнительных материалов, при подготовке к урокам).
|
5-11
|
2014/2015 год
|
4
|
Участие в школьном кружке по информатике «Программируем на Паскаль».
|
9
|
2014/2015 год
|
5
|
Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам, формирование временных групп .
|
5-11
|
2014/2015 год
|
6
|
Участие в школьной олимпиаде по информатике.
|
9-11
|
октябрь
|
7
|
Участие в районной олимпиаде по информатике.
|
5-11
|
ноябрь, февраль
|
8
|
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.
|
5-11
|
2014/2015 год
|
9
|
Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.
|
5-11
|
2014/2015 год
|
10
|
Размещение на личном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
|
5-11
|
2014/2015 год
|
11
|
Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на личном сайте.
|
5-11
|
2014/2015 год
|
12
|
Отчет временных групп об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах в течение года.
|
5-11
|
май
|
Как же суметь выделить одаренных детей?
Одаренные дети имеют ряд особенностей:
- Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
- Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.
- Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.
- Высокий уровень развития логического мышления. Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.
- Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.
- Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
- Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
- Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.
- Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
- Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.
- Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
- Отличная память.
- Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
-
После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Используемая литература
|