Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с одаренными детьми на уроках информатики

 

Статья на тему " Работа с одаренными детьми на уроках информатики"

 

Дарская М.А.

МБОУ СОШ №1 город Пушкино Московской области

 

 

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, -  это выдающиеся врожденные способности.

(С.И. Ожегов)

 

 

    С начала 2014 года наша школа участвует в инновационном образовательном проекте «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы». Сроки реализации проекта 2014-2016 гг. Целью данного проекта является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Перед школой были поставлены следующие задачи:

  1. Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
  2. Совершенствование системы выявления, обучения и поддержки

          сопровождения одаренных детей.

  1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей.
  2. Расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
  3. Совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения

          профессионализма педагогов.

  1. Организация процесса взаимодействия с родителями для поддержки

          одаренных детей в реализации его интересов в школе и семье.

  1. Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей через «Портфолио».

Передо мной стояли задачи выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика и ИКТ; создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации; использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Но что же понимается под термином «одаренность»?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А кто же они такие – одарённые дети?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность—это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних;
  • креативность;
  • включенность в задачу.

Как и большинство учителей, я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках. На уроках я придерживаюсь основных принципов работы с одаренными детьми.

1. Не навреди!

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Принцип научности.

Этот принцип реализуется через диагностико - статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого -педагогический инструментарий.             

3. Принцип взаимодействия с семьей

Этот принцип реализуется через систему просвети­тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны­ми участниками которых становятся родители одаренных детей.

4. Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реали­стичного представления о себе является важнейшим принципом работы.

5. Принцип доступности.

 Принцип доступности дает возможность ре­бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6.Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов­падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

 Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад.

8. Принцип сотрудничества.

 Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации, са­мообразование, методическую работу.

9. Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

 

 Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:

  • выявление одаренных детей; 
  • построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

На основе этого мной был составлен план работы на 2014-2015 гг. по работе с одаренными детьми.

 

План работы с одаренными детьми на уроках информатики 2014-2015гг.

 

Мероприятия

Класс

Дата проведения

1

Выявление одаренных детей.

5-11

сентябрь

2

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики:

  • Решение задач, направленных на формирование логического мышления.
  • Решение задач, направленных на формирование творческого мышления.
  • Проектная деятельность учащихся.

5-11

2014/2015 год

3

Самообразование учащихся (использование дополнительных материалов, при подготовке к урокам).

5-11

2014/2015 год

4

Участие в школьном кружке по информатике «Программируем на Паскаль».

9

2014/2015 год

5

Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам, формирование временных групп .

5-11

2014/2015 год

6

Участие в школьной олимпиаде по информатике.

9-11

октябрь

7

Участие в районной олимпиаде по информатике.

5-11

ноябрь, февраль

8

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

5-11

2014/2015 год

9

Создание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов.

5-11

2014/2015 год

10

Размещение на личном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

5-11

2014/2015 год

11

Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на личном сайте.

5-11

2014/2015 год

12

Отчет временных групп об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах в течение года.

5-11

май

 

 

Как же суметь выделить одаренных детей?

Одаренные дети имеют ряд особенностей:

  • Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
  • Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.
  • Высокий уровень развития логического мышления. Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам.
    Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.
  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
  • Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
  • Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.
  • Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
  • Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.
  • Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
  • Отличная память.
  • Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
  •  

После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nellia99 (24.03.2015)
Просмотров: 6605 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar