Главная » Статьи » Мои статьи

Работа над созданием и поддержкой информационного пространства в сети Интернет.

ВВЕДЕНИЕ

Интернет, казавшийся таким неприступно-далеким, существующий вне твоей жизни и вне твоего сознания, вдруг становится реальностью.

Развитие единой информационно-образовательной среды является актуальным для нашего времени.

Эта среда сможет удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом сможет определять перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны.

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Компьютерная грамотность будущего специалиста, являясь одной из основных составляющих информационной компетенции, закладывается еще в школе.

Подготовка учителей, учащихся и родителей к жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания - факторы, определяющие как общий стратегический потенциал страны, так и перспективы его дальнейшего развития.

 

Работа над созданием и поддержкой информационного пространства в сети Интернет.

 

Ресурсы сети Интернет,  знакомят педагогов и обучающихся с различными мероприятиями, проводимыми в сфере образования — конференциями, выставками, конкурсами и олимпиадами. Так в этом году учащиеся школы принимали участие в дистанционной олимпиаде по информатике J*CTF 2017 по информационной безопасности. Я участвовала как организатор мероприятия.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество–это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

-создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

-организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

-обмен опытом учения-обучения;

-распространение успешных педагогических практик;

-поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг за интересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей

-Монопредметные;

-Надпредметные;

-Мультипредметные;

-Федеральные, региональные, муниципальные, школьные.

 

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

-дистанционное обучение в рамках сообщества;

-обучающий семинар

-виртуальная конференция

-конкурс

-проект

-акция

-виртуальная вечеринка

-"Мастерская", или мастер-класс

-опрос

-обсуждение в чате

-фестиваль проектов

-телеконференция

-проектировочный семинар

-создание веб-страниц и т.д.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

-Совместное мышление.

-Познавательная, творческая и учебная деятельность педагогов изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей является важным этапом развития личности.

-Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию другого человека.

-Критичность мышления. Коллективная деятельность множества людей, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем погрузить обучающихся в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Работа по систематизации опыта ведется каждым педагогом. Но чаще всего он «оседает» в школе и остаются невостребованными. Вследствие этого многие педагогические материалы не находят практического применения и постепенно теряют актуальность.

Самый простой способ распространения опыта посредством сети Интернет – это зарегистрироваться на любом образовательном сайте. На этом сайте у вас будет личная страничка, куда вы сможете добавлять любую свою разработку, а так же знакомиться с материалами других членов сообщества, оставлять и получать комментарии. Регистрация на сайте даёт вам право общаться с другими членами сообщества - отправлять и получать письма, вступать в определённые группы для обмена опытом.

 

Таких образовательных сайтов в сети Интернет много, и каждый учитель может выбрать именно тот, который считает для себя более интересным и доступным, т.к. общая структура таких сайтов, как правило, похожа. Но на каждом сайте есть и другие дополнительные функции: можно не только размещать материалы, но и принимать участие в конкурсах, олимпиадах, предметных конференциях, наладить профессиональное on-line общение.

Образовательные ресурсы сети Интернет создают широкое информационное поле для современного образовательного процесса. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности, как учителя, так и учащегося. Таких сетевых сообществ с каждым годом становится все больше и больше. На одном только портале НООС для учителя информатики их существует  великое множество:

Только вот участие в этих сообществах принимает не каждый учитель. О каком обмене опытом может идти речь, если, даже не выходя из дома и не утруждая себя – учителя не желают принимать участие в обсуждениях, идущих на различных форумах в сети? Анализ показывает, что только в случае давления «сверху» большинство вспоминает о существовании такой полезной вещи как Интернет и виртуальном объединении вообще, хотя его существование намного упрощает работу по реализации тех или иных задач.

Еще один «заброшенный» портал – Дневник.ру. Его возможности так же не ограничены, разнообразие конкурсов и проектов впечатляет, а вот участие в них по-прежнему на низком уровне. В чем причина? Не желание участвовать, низкая мотивация со стороны учителя или учеников? А как же стремление к самореализации и повышении творческого мастерства как учителя? Участие в сетевых конкурсах и проектах до сих пор оставляет желать лучшего. Учителя другого профиля принимают более активное участие в таких проектах, тогда как учителя информатики, имеющие в большинстве случаев непосредственное отношение к таким проектам (помощь в отправке, регистрация участников и т.д.) не участвуют вообще. Что необходимо для того, чтобы учителя информатики принимали более активное участие в сетевых проектах и конкурсах, ведь они имеют прямой доступ к сети Интернет? У каждого учителя свои мотивы, он сам решает принимать участие в том или ином мероприятии или нет.  Заставить человека не возможно, без желания не будет результатов, но современному специалисту в области образования для реализации своих профессиональных возможностей и потребностей необходимо владеть следующими ключевыми компетенциями:

  • Социально-политической, т.е. уметь брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, готовность к решению проблем.
  • Социокультурной, т.е. понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.
  • Коммуникативной, т.е. владеть устным и письменным общением.
  • Информационной, т.е. владение новыми технологиями, способность критического отношения к информации.
  • Готовность к образованию и саморазвитию через всю жизнь.

Все компетенции формируются у человека в процессе образования, самообразования и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. У каждого из нас есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций с помощью сетевого взаимодействия в рамках сетевых педагогических сообществ. При использовании сетевых сообществ у нас происходит постепенное переосмысление применения педагогических технологий и инструментария информационных технологий в профессиональной практике преподавателей под влиянием социальных сервисов. Они ломают стереотипы доминирующей роли учителя, позволяют переключиться на личностно-ориентированные формы обучения и организовать активное взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей, вовлекают учеников в групповые формы учебного взаимодействия, и используются педагогами как среды для отработки важных социальных навыков. Таким образом, вопрос об участии или не участии в сетевых конкурсах и проектах должен волновать каждого учителя, который хочет добиться чего – то большего. Ведь если не начать, то никогда не узнаешь что это такое. Сначала будут ошибки, недочеты, но опыт приходит со временем. На ошибках учатся - это касается и педагогической деятельности. Наблюдения показывают, что большинство учителей, так или иначе проявляют интерес к работе профессиональных сетей, но считают, что учитель должен получать поддержку в рамках учреждения, а не только от тьютеров сети. Для преодоления барьеров, препятствующих включению в сетевое общение педагогов, требуется новая модель обучения, поэтому необходимо в рамках заседаний РМО систематически организовывать мероприятия по повышению культуры работы учителей в сети.

 

Знакомство же с опытом работы учителей, активно применяющих в своей педагогической деятельности информационные технологии показывает, что они  не ограничиваются рамками школы. Педагоги транслируют свой опыт на конференциях, пленарных заседаниях. Работы учеников занимают призовые места, как в районе, так и в области.

Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала учащимися школы и повышения уровня самих учителей.

Исходя из всего выше сказанного можно поставить перед собой цель дальнейшего совершенствования информационного пространства школы, как процесса интеллектуализации деятельности педагогов и учащихся на основе эффективной реализации возможностей среды информационных технологий и технических средств школы.

Актуальными задачами на сегодняшний день являются:

- совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебными и информационными материалами;

- более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;

- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание единой информационной базы данных;

- создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.

Таким образом, единое информационное образовательное пространство - это высокотехнологичная среда, которая дает возможность учителю и ученику решать на новом качественном уровне образовательные задачи, позволяет творчески использовать имеющиеся ресурсы.

Максимально полная реализация её возможностей - задача, которую решает педагогический коллектив нашей школы, стремясь создать оптимальные условия для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школы.

Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nellia99 (02.12.2017)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar