Главная » Статьи » Мои статьи |
В КИМ для ЕГЭ 2017 года усилена составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуациях, например, для объяснения природных или социальных явлений, решения задач, оценки правильности решения и обоснования альтернативных подходов. Именно такие умения требуют от ученика знания межпредметных взаимосвязей, преодоления разрозненности учебных предметов. Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. На практике учителю приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными. Предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материалов одного предмета опираются на ранее полученные знания по другим предметам. Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие то, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по разным предметам. Перспективные предметные связи – это связи, которые используются, когда изучение материала по одному предмету опережает его применение в других предметах. На уроках информатики чаще используются предшествующие межпредметные связи. На уроках физико-математического цикла прослеживается межпредметная связь между такими дисциплинами как физика, математика, информатика. Опыт моей работы в школе II, III ступени позволяет выявить ряд проблем межпредметного содержания, с которыми сталкиваются учителя информатики при подготовке учеников к сдаче ЕГЭ:
Решение некоторых задач из части С базируется на задачах из курса математики (Приложение 1). При решении задачи С1 из ЕГЭ 2017 года (Приложение 2) ученики должны были найти не только ошибки, которые были допущены при составлении алгоритма, но и уметь проанализировать графики функций.
Во время выполнения ЕГЭ по информатике нельзя пользоваться калькулятором. Учащиеся так же должны знать таблицу значений целых степеней двойки от 22 до 210. (Приложение 3) Комментарий к задаче В7. Возможные проблемы:
Комбинаторика (ЕГЭ, 2017). Вероятностный подход к измерению количества информации (пробное ЕГЭ, 2017). (Приложение 4)
Пути решения проблем:
Мною разработана программа факультатива «Занимательная информатика» на основе учебника Е.В. Андреевой и Л.Л. Босовой «Математические основы информатики». В программу факультатива включены темы, которые предполагают реализацию межпредметных связей:
Данный курс посещают учащиеся, не изучающие информатику на профильном уровне.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и качество образования. И является залогом успешной сдачи ЕГЭ.
Приложение 1. Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ.
Приложение 2. Задача var x,y: real; begin readln(x,y); if y <= 1 then if x >= 0 then if y >= sin(x) then write('принадлежит') else write('не принадлежит') end. Последовательно выполните следующее: 1) Приведите пример таких чисел x, y, при которых программа неверно решает поставленную задачу. 2) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы.
Приложение 3. Задача В7. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/c. Через данное соединение передают файл размером 625 кбайт. Определите время передачи файла в секундах. Решение:
128000 бит/c = 128 · 1000 бит/с = 27 · 125 · 8 бит/с = 27 · 53 · 23 бит/с = 210 · 53 бит/с 625 кбайт = 54 кбайт = 54 · 213 бит
Приложение 4.
Задача А12. Четырёхзначных чисел, в записи которых встречаются ровно две четвёрки, причём не стоящие рядом, всего существует
Задача А2. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько небелых карандашей было в корзине? 1)16 2) 62 3) 60 4) 8 Решение: Зависимость между вероятностью события (р) и количеством информации в сообщении о нем (i) выражается формулой: Количество информации о том, что достали белый карандаш i = 4 бита, следовательно, 4=log216, вероятность pбелых карандашей=1/16. Pбелых=kбелых/kобщее=х/64 Найдем количество белых карандашей 1/16=х/64 х = 4 белых карандаша 64-4=60 небелых карандашей Правильный ответ – 3.
В1. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передаёт один из трёх сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре секунды можно передать при помощи этого устройства?
Приложение 5. Таб. 1. Фрагмент поурочного планирования по информатике в 8 классе
Таб. 2. Фрагмент поурочного планирования по информатике в 10 классе
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1301 | |
Всего комментариев: 0 | |